Наконец-то я созрел написать третью часть (первая, вторая) о системе Лин, и поделиться своим мнением об этом «явлении». Постепенно прихожу к выводу, что в России интерес к этой теме набирает обороты, к нам уже приезжают американские гуру и делятся с нами зарубежным опытом применения этой концепции у них там, за океаном. Харизматические лидеры наших предприятий с открытым ртом слушают удивительно простые и эффективные по своей природе принципы и инструменты, заложенные в данной системе. Кто-то после «промывки мозгов» бежит и бросается улучшать каждый процесс, вовлекая ничего не понимающих и удивленно реагирующих на это сотрудников. Кто-то нанимает консалтеров и те на протяжении трех дней проводят семинары с фееричным выступлением – просто зажигают людей. И все это длится у кого-то месяц, у кого-то больше, кто-то говорит, что снизил затраты на 34%, а кто-то на все 75%. Потом выясняется, что почти 700 российских компаний освоили методику внедрения и успешно применяют данный подход на практике. И так далее поется песня о системе Лин на российских предприятиях, как панацея от всех бед. Что здесь не так?
Возможно, что у нашего народа (и не только) существует такая черта характера, которая двигает нас не в сторону реального прогресса, а в сторону реальной показухи. Мы начинаем кричать раньше времени. Ведь сама идея Лин никак не подразумевает промежуточный эффект от реализации одного-двух инструментов в одном цеху. Не кричите, рано еще. Toyota доказала это масштабным захватом американского рынка. Появление качественных и дешевых машин заставило американцев подпрыгнуть на своих мраморных креслах. У меня вопрос к нашим предприятиям. Где тот продукт, который потрясет мир? Да, дискуссионная тема. Но я отчасти о другом. В десятом принципе мировой компании Toyota написано следующее: «воспитывай незаурядных людей и формируй команды, исповедующие философию компании». На нашем предприятии мы занимаемся данной темой уже 3 года, и я вам хочу сказать, что результаты оставляют желать лучшего. Именно про философию компании и отношения к людям мне и хотелось поговорить в данном посте.
Понятия на российских предприятиях «философия компании» не существует, даже более того вызывает смех. Почему я это говорю? Именно опыт подсказывает мне сейчас, что на самом деле эти слова значат для многих руководителей. В наших умах очень закостенел один древний и всегда пользующийся успехом (до недавнего времени) принцип – разделяй и властвуй. Годами, веками мы работали и управляли на основе наших авторитарных и эгоистических принципах. И до сих пор никуда это не делось, и никто не отказывался от этого «эффективного» способа. И сейчас, когда мы перенимаем опыт мировой, успешной компании во всем мире, мы стараемся быть жилистой и крепкой российской компанией, а не такой тощей (один из переводов Lean), как раньше. Но наши желания никак не совпадают с нашими возможностями. И что?
Теперь пора работать по-другому принципу – объединяй и доверяй. Только в этом случае мы сможем говорить о философии компании, которая средством смены своего образа мышления начинает путь к этой системе восходящего солнца. Только тогда мы сможем правильно взять курс и плыть по течению. И только тогда мы сможем строить то самое новое, эффективное и конкурентоспособное предприятие. Наше предприятие не выбрало такой путь, мы не встали на правильный путь. Сейчас мы пытаемся развернуться, найти ориентир, и снова начать наше плавание. Но это дается уже очень сложно. У меня возникает один важный вопрос. Мы готовы менять мышление людей? Готовы ли к тому, чтобы поменять каждого неэффективного и безнадежного человека работающего на наших предприятиях, заводах, фирмах? Сможем ли создать такую атмосферу в компаниях, которая будет поддерживать созданную философию предприятия? Платить хорошую зарплату за хорошие мозги и стремление к совершенствованию? Мне кажется все это можно. Но никому не нужно. Почему? Оставляю этот вопрос для ваших комментариев.
Продолжение следует.
понедельник, 29 июня 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий