среда, 13 мая 2009 г.

Идеи, которые нужны России

Во второй части (первая здесь) "Идеи, которые нужны России" мне хотелось бы более подробно раскрыть тему "Бережливое производство" или "Lean Enterprise". Для сокращения я буду называть ее просто Лин.

Я хотел сразу пояснить, почему я считаю, что идеи Лин в России заслуживают серьезного внимания со стороны управляющих и руководителей любого уровня и любой отрасли промышленности, вплоть до управляющих государственным сектором. В нашей стране (да и в мире) самым страшным и беспокойным для всех стало слово «кризис». Мне не хочется объяснять причины возникновения этого самого обсуждаемого события конца 2008 и уже 2009 года, которое вы, скорее всего, знаете и без меня уже достаточно хорошо. Но я не могу не подчеркнуть, что ситуация которая реально складывается на заводах, предприятиях, фирмах, других учреждениях, говорит нам о не самых лучших и перспективных надежд в ближайшее будущее. Что мы делаем сейчас? Мы стараемся избавиться от лишних людей, мы начинаем сокращать издержки, уменьшать потребности во внешнем финансировании, снижать чистый оборотный капитал и т.д. И возможно все это правильно, это спасает нас от гибели. Но мне хочется поговорить о фундаментальных вещах, которые нужны, как мне видится, в нашей стране.

Систему Лин можно кратко и четко объяснить двумя словами – ЛишнегоНет (термин автора). Что это значит? В России, по последним исследованиям компании McKinsey, очень плохо налажены и работают бизнес-процессы внутри организаций. Архаичность и неэффективность этих процессов не дает развиваться компаниям и развивать промышленность в целом (не считая прочих факторов: коррупция, отношение и доверие между высшими лицами, перетягивание «одеяла на себя» и т.д.). Бюрократический аппарат в России далеко не славится своей эффективностью. В общем в стране полно лишних действий, не кому не нужных затрат и «телодвижений», которые не нужны для создания ценности перед клиентом.

Ценность. Любая компания, любое учреждение и предприятие должны приносить пользу. Польза – ключевое понятие в бизнесе и обществе. Полезные продукты, необходимые вещи, являются неотъемлемой частью для каждого из нас. Любая польза она измеряется ценностью. Мне полезно и необходимо питаться разного рода продуктами, но у меня есть выбор, и он связан с ценностью. Для меня более ценны одни продукты, нежели другие. При выборе дорогой вещи, мне необходимо узнать, какую ценность она представляет собой, в отличие от такой же дорогой. Ценность для производителя – это, прежде всего, ценность для клиента. Товар или услуга представляет собой ценность только тогда, когда это покупают. И для каждого предприятия важно создавать эту ценность без лишних затрат. Наиболее эффективный подход – убрать все то, что не создает нам ценность для клиента.

Лин. Вся система, идея, концепция направлена на устранение лишнего, не нужного, затратного, не эффективного. Каким образом?

1. Выявление и ликвидация 8 видов потерь на каждом рабочем месте:
- перепроизводство;
- ожидания (простои);
- лишние движения (хождение);
- лишняя транспортировка;
- избыток запасов;
- излишняя обработка;
- дефекты;
- нереализованный творческий потенциал персонала;

2. Управление бизнес-процессами:
- управление бизнес процессами как составная часть «управления» в целом;
- управление совершенствованием бизнес-процессов.

Устранение лишних действий может дать множество преимуществ. Избавляясь от ненужного, мы автоматически сокращаем наши затраты и приводим всю систему (под системой я подразумеваю структуру и философию работ) в единый слаженный организм. Не менее важное внимание Лин уделяет людям. Люди – двигатель. Люди – главный актив. Можно привести еще много выражений, но понятно одно, что люди управляют и создают. И даже те машины, которые создают что-то сами, управляются и создаются людьми. Но про это я хотел бы поговорить в следующий раз.

Продолжение следует




Комментариев нет:

Отправить комментарий